Прокуратура информирует. Разъяснения в сфере ЖКХ.

 

25-декабря-2018 года

Можно ли за неоплату коммунальных услуг лишиться света, тепла и воды?

В средствах массовой информации нередко публикуют сообщения о массовых отключениях от электроснабжения лиц, имеющих задолженность за поставленные коммунальные услуги.

Прокуратура района разъясняет, что такие действия энергокомпании и других поставщиков коммунальных ресурсов предусмотрены законодательством, в частности, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).

Более того, прокуратура требует от ресурсоснабжающих организаций активной работы с потребителями-должниками, поскольку дебиторская задолженность по коммунальным платежам провоцирует рост тарифов и отражается, прежде всего, на законопослушных гражданах, своевременно оплачивающих квитанции за коммунальные услуги.

Ограничение или приостановление подачи коммунальных услуг должникам возможно при строгом соблюдении установленных требований.

В соответствии с пунктами 117, 118 Правил № 354 в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя.

Под неполной оплатой понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса. Дополнительным условием служит отсутствие заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) невыполнение потребителем-должником условий такого соглашения.

Ограничение и приостановление предоставления коммунальной услуги осуществляется в следующем порядке (если иное не предусмотрено договором о предоставлении коммунальных услуг):

1) исполнитель направляет потребителю предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки предупреждения предоставление коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.

Уведомление потребителя может осуществляться одним из следующих способов (подп. «а» п. 119 Правил № 354):

— вручение предупреждения (уведомления) под расписку;

— направление предупреждения (уведомления) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;

— включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги;

— иным способом, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе посредством передачи сообщения на мобильный телефон, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной системе ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет;

2) если потребитель не погасил задолженность в течение установленного в предупреждении срока, исполнитель при наличии технической возможности ограничивает предоставление указанной в предупреждении коммунальной услуги (подп. «б» п. 119 Правил № 354);

3) если потребитель не погасил задолженность по истечении 10 дней со дня введения ограничения или если отсутствует возможность ввести ограничение предоставления коммунальной услуги, исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения (подп. «в» п. 119 Правил № 354).

Пункт 114 Правил № 354 раскрывает понятие ограничения предоставления коммунальной услуги и определяет подобные действия как временное уменьшение исполнителем объема (количества) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) введение графика предоставления коммунальной услуги в течение суток.

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги потребителем (п. 120 Правил).

Вместе с тем, незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия, влечет за собой уголовную ответственность по ст. 215.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

Бездействие управляющей компании

Обязанности управляющих компаний содержатся как в нормативных правовых актах (в Жилищном кодексе РФ, Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" и т.п.), так и в соответствующих договорах с жильцами многоквартирных домов. Так, в первую очередь, управляющая компания обязана осуществлять работы по эксплуатации и ремонту здания, включая:

а) оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в рамках договора управления по заданию собственников и за определенную плату (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).

Во-вторых, исполнять обязанности финансово-правового характера (например, производить работу, например, с должниками; перечислять необходимые средства поставщикам услуг). Помимо этого, она должна предоставлять гражданину необходимую информацию о своей деятельности (например, сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы), а также выполнять иные обязанности.

Что делать собственникам, если их права нарушают?

Законодательство предусматривает два основных варианта:

• обращение с заявлением в суд за защитой своих прав;

• разрешение имеющегося конфликта без обращения в судебные инстанции. В этом случае лучше всего написать жалобу в государственную жилищную инспекцию или в прокуратуру.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение имеющихся обязанностей управляющие компании несут ответственность.

Административная ответственность наступает при совершении следующих нарушений:

• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений (ст. 6.4 КоАП), питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ);

• нарушение требований по содержанию и текущему ремонту дома (ст. 7.22 КоАП РФ);

• нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП РФ);

• нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (ст. 7.23.3 КоАП РФ);

• невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) и муниципальный контроль (ст. 19.5 КоАП РФ);

• нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов (ст. 7.23.2 КоАП РФ) и др.

Возможно привлечение и к уголовной ответственности, например, по ст. 215.1 Уголовного кодекса РФ "Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения" и гражданско-правовой ответственности (чаще всего выражается в необходимости возместить убытки пострадавшей стороне).

 

Гражданско-правовая ответственность за нарушения жилищного законодательства

Гражданско-правовая ответственность в сфере жилищных правоотношений наступает за совершение противоправных сделок с жилыми помещениями или за причинение вреда жилищному фонду. В качестве противоправных действий, подлежащих санкциям гражданского законодательства, рассматривается:

• невнесение нанимателем жилого помещения платы по соответствующим платежам более чем за шесть месяцев, если иное не предусмотрено договором найма;

• порча или разрушение жилого помещения;

• систематическое нарушение прав и интересов соседей;

• использование жилого помещения (квартиры, дома) не по назначению.

За указанные выше правонарушения гражданское законодательство предусматривает санкции вплоть до выселения граждан из занимаемых ими жилых помещений, при этом, по решению суда нарушителям может быть предоставлена необходимая отсрочка для устранения допущенных нарушений.

Важно! При причинении вреда жилищному фонду виновные лица будут обязаны возместить причиненный ими ущерб. Стоит также отметить, что согласно статье 15 ГК РФ, лицо, права которого были нарушены, имеет право требовать не только полного возмещения причиненных ему убытков, но и стоимость упущенной выгоды.

При заключении сделки, которая не соответствует требованиям закона, также для ее участников может наступить гражданско-правовая ответственность в виде признания сделки ничтожной/недействительной. Последствиями признания сделки недействительной является двусторонняя реституция – обязанность для каждой из стороны возврата полученного в результате заключении сделки (например, покупатель обязан вернуть продавцу жилое помещение, а последний, соответственно, денежные средства).